Торговля кофе

Существует мнение, что кофе — один из двух самых продаваемых товаров в мире. Но это распространенное заблуждение, ведь кофе даже не входит в первую пятерку товаров мира — ни по частоте совершаемых сделок, ни в стоимостном выражении.

торговля кофе

Мировая торговля кофе

И тем не менее мировая торговля кофейными зернами привлекла внимание организаций по торговой этике. Отношения покупателя и производителя они часто трактуют как эксплуатацию стран третьего мира.

Цену на кофе обычно указывают в американских долларах за фунт продукта ($/1lb). Также существует индекс мировой цены кофе, известной как C-price (цена «С»). Это и есть цена на коммерческий кофе, которую устанавливает Нью-Йоркская фондовая биржа. Производство кофе оценивают в количестве мешков. Вес мешка зерен из Африки, Индонезии и Бразилии — 60 кг (132 фунта), из Центральной Америки — 69 кг (152 фунта). Розничная торговля также оперирует мешками, а вот в масштабах макроэкономики кофе исчисляется транспортными контейнерами, вмещающих около трехсот таких джутовых мешков.

мешки с кофе

Вопреки распространенному мнению, на Нью-Йоркской фондовой бирже продается лишь небольшая часть кофе, производимого в мире. Однако цена «С» определяет общий ценовой минимум, за который производитель готов продать свой товар. Отдельные партии получают своего рода надбавку и могут стоить дороже. Исторически некоторые страны, такие как Коста-Рика и Колумбия, продают свой кофе дороже других, хотя это касается в основном коммерческого кофе, а не спешалти.

Цена «С» подвержена колебаниям, что создает проблемы для тех, кто на нее ориентируется.

Как правило, рыночную цену кофе определяют спрос и предложение, и в некоторой степени это касается и цены «С». Когда в конце 2000-х годов спрос на кофе возрос, цены резко поднялись и появился даже недостаток продукта на рынке.

В результате в 2010 году установилась самая высокая цена на кофе — около трех долларов за фунт. Она не просто отражала динамику спроса и предложения, но указывала на влияние других факторов, и не в последнюю очередь — на приток наличных денег в индустрию от трейдеров и хедж-фондов, которые усмотрели в этом возможность заработать.

Рынок стал нестабильным, чего раньше никогда не было. Достигнув пика, цены постепенно снизились до уровня, не приносящего прибыли. Цена «С» не отражает стоимость производства, фермеры рискуют разориться, продавая кофе при такой цене.

Самое успешное решение проблемы предложило двиижение «Справедливая торговля» (Fair Trade), хотя существуют и другие надежные системы сертификации, например Organic Trade Association и Rainforest Alliance.

 

СертификацияOrganicFair tradeRainforest alliance
 

 

 

Миссия

Способствовать созданию контролируемого стабильного сельского хозяйства, которое производит продукты в гармонии с природой, сохраняет биологическое разнообразие и плодородие почв.Поддерживать достойный уровень жизни фермеров и их семей в развивающихся странах благодаря справедливым ценам, прямой торговле, развитию сообществ и охраны окружающей среды.Объединить сохранение биоразнообразия, развитие сообществ, права работников и эффективное сельскохозяйственное производство для обеспечения всеобъемлющего и стабильного управления фермами.
 

 

 

 

 

История и развитие

Уходит корнями к принципам, сформулированным в XIX веке в Англии, Индии и США. Сегодня — международно признанная система производства.Система появилась в Нидерландах в 1970-х годах благодаря Максу Хавелаару. Сегодня Fairtrade Labelling Organizations International (FLO) со штаб- квартирой в Германии сотрудничает с более чем 20 национальными филиалами по всему миру.В 1992 году Rainforest Alliance и объединение латиноамериканских неправительственных организаций создали организацию Sustainable Agriculture Network (SAN). Первая кофейная ферма сертифицирована в 1996 году. Чтобы получить сертификацию программы Rainforest Alliance Certified, фермы должны отвечать высоким стандартам, охватывающим все аспекты производства, в том числе защиту окружающей среды, прав и благосостояния фермерских семей и местных сообществ.

Справедливая торговля

Принцип работы этого движения понять непросто, хотя сертификация, несомненно, превратилась в полезный инструмент для желающих покупать кофе без угрызений совести. Многие полагают, что «Справедливая торговля» обещает гораздо больше, чем на самом деле дает, и что любой кофе может (в теории) получить ее сертификат. Однако дело обстоит несколько иначе. Досадно, но скептики нередко утверждают, что фермер не получает положенную ему надбавку, предоставляемую сертификатом движения, из-за слишком запутанных финансовых транзакций в рамках кофейной индустрии.

справедливая торговля

«Справедливая торговля» гарантирует, что покупатель приобретает товар по цене, которую движение считает достаточной для благополучия производителя, или платит на $0,05 за фунт больше цены «С», если последняя превысила базовую цену движения. Система работает только с кооперативами фермеров и не может сертифицировать отдельные кофейные плантации.

Критики сертификации указывают на невозможность отследить движение денег или вообще быть уверенным, что они дойдут до фермеров, а не осядут в чужих карманах вследствие коррупции. Другие повторяют, что эта сертификация никак не стимулирует фермеров работать над качеством своего продукта.

Индустрия «Спешалти кофе»

Существует ряд специальных терминов для описания взаимоотношений между обжарщиком спешалти и производителем, а также продавцами конкретного кофе.

Обозначение Relationship Coffee (кофе доверительного отношения) указывает на продолжительное сотрудничество между фермером и обжарщиком, продиктованное обычно желанием улучшить качество и установить стабильную цену на продукт. Чтобы такое сотрудничество было эффективным, обжарщику нужно закупать кофе в большом количестве.

Система прямой торговли (Direct Trade) — новый термин, подтверждающий, что обжарщики купили кофе напрямую у фермера, а не у импортера, экспортера или другой третьей стороны. Минус этой системы в том, что она занижает роль закупщиков и поставщиков в кофейной индустрии, несправедливо выставляя их как посредников, которые отбирают у фермера часть доходов. Эта система окажется жизнеспособной и сможет повлиять на ситуацию, только если обжарщики станут закупать большой объем зерна.

Обозначение «Справедливая торговля» (Fair Trade) говорит о том, что покупка была совершена на прозрачных условиях, происхождение зерна можно легко отследить и за него заплатили высокую и честную цену. Нет специальной сертификации, которая бы засвидетельствовала этическую составляющую покупки, но те, кто приобретает на этих условиях, поступают так исключительно из благих намерений. В процессе покупки может участвовать третья сторона, но, как считается, она забирает при этом свою долю прибыли. Термин употребляется нечасто, только в тех редких случаях, когда посетитель кофейни интересуется, был ли кофе куплен на честных условиях.

Идея указанных моделей купли-продажи состоит в том, что обжарщик должен знать все о происхождении зерен, чтобы избежать ненужных посредников и дать ту цену, которая бы стимулировала производство товара более высокого качества. Однако у этих моделей есть определенные изъяны. Без подтверждения третьей стороной очень сложно установить, действительно ли обжарщик купил кофе так, как заявляет. Некоторые обжарщики приобретают зерна у импортеров и брокеров, от которых они получают информацию о происхождении зерна, а сами утверждают, что покупают кофе напрямую у фермера.

К тому же у фермера нет никаких гарантий, что обжарщик станет сотрудничать с ним постоянно, ведь некоторые покупатели просто ищут лучшие зерна каждый год заново.

Совет покупателям

Покупателю кофе сложно удостовериться, что зерна были приобретены при этически безупречных обстоятельствах. Поэтому некоторые обжарщики спешалти разработали особые программы закупок, включающие подтверждение независимой стороны. И все же у большинства таких программ нет. Впрочем, смело можно сказать, что если происхождение кофе отслеживается, на упаковке стоит имя производителя или хотя бы название фермы, кооператива или фабрики, то почти наверняка за него заплатили хорошую цену. Прозрачность зависит от страны, и больше информации по этому вопросу вы найдете в статьях, посвященных странам-производителям. Расскажите обжарщику, какой кофе вам нравится, узнайте, где и как он покупает зерна.

Кофейные аукционы

В последние годы медленно, но верно увеличиваются объемы кофе, закупаемого на интернет-аукционах. Их стандартный формат — проведение конкурса в стране-производителе, где фермеры представляют небольшие партии лучших зерен. Продукт оценивает жюри дегустаторов: в первом раунде — из числа местных специалистов, на финальный же этап дегустации прилетают покупатели со всего мира. Лучший кофе продают на аукционе и, как правило, по очень высокой цене, особенно лот-победитель. Большинство аукционов предоставляют информацию о цене кофе в онлайн-режиме, позволяющем следить за всем процессом удаленно.

аукцион кофе

Инициативу поддержали и владельцы тех плантаций, кому удалось создать свои бренды на основе оценки качества кофейных зерен. Когда у них появляется своя аудитория покупателей по всему миру, аукционы становятся весьма эффективной площадкой для фермеров. Первой идею подхватила панамская ферма Hacienda La Esmeralda, которая ранее получала рекордные цены за свой кофе-победитель многих конкурсов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector